22, Октябрь 2015

Пять дней до остановки

Росавиация останавливает «Трансаэро» с 26 октября, но кредиторы надеются на то, что банкротства не будет, а договорившийся о покупке компании Владислав Филев хочет сместить назначенного «Аэрофлотом» гендиректора компании.

Авиавласти за остановку

О покупке контрольного пакета «Трансаэро» гендиректором и совладельцем группы S7 Владиславом Филевым было объявлено во вторник вечером, но уже в среду утром готовящаяся сделка оказалась под угрозой. В эфире телеканала «Россия 1» министр транспорта Максим Соколов объявил, что утром 21 октября глава подведомственной министерству Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября. «Эксперты [Росавиации] подписали акт о том, что дальнейшая деятельность авиакомпании невозможна», — добавил министр. «Все пассажиры, которые имеют на руках билеты, как мы и говорили об этом раньше, будут перевезены на рейсах «Аэрофлота» или рейсах других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят свое плечо», — сказал Соколов, оценивая количество оставшихся пассажиров «Трансаэро» в 150 тыс.

Позже отзыв сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября подтвердил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он добавил, что решение было принято в связи с ухудшением финансового состояния компании, «влияющим на безопасность полетов […] и права потребителей». Нерадько добавил, что никакой официальной информации о сделке по покупке «Трансаэро» Филевыми в ведомство не поступало.

Сертификат эксплуатанта — основной документ, дающий авиакомпании право осуществлять коммерческие перевозки. Согласно Федеральным авиационным правилам, аннулированный сертификат восстановлению не подлежит. Аннулирование сертификата означает автоматическую остановку полетов компании и отзыв всех допусков к осуществлению международных перевозок с последующим их перераспределением Росавиацией между другими перевозчиками. Директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов отмечает, что в российской практике авиакомпании только однажды удалось оспорить аннулирование сертификата: в 2012 году тверскому перевозчику «Вертикаль-Т» удалось через суд вернуть себе право на полеты, доказав неправомерность действий Росавиации.

Жена Владислава Филева и совладелец группы S7 Наталия Филева после заявлений Соколова и Нерадько сказала агентству РИА Новости, что планы покупки контрольного пакета «Трансаэро» остаются в силе, несмотря на решения Минтранса и Росавиации.

Днем ситуацию вокруг «Транс­аэро» прокомментировали первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономики Алексей Улюкаев. «Трансаэро» с рынка уйдет. Маршруты получат другие авиаперевозчики. Лучшая часть авиапарка будет передана другим авиационным компаниям. Люди никоим образом не пострадают. Будет осуществляться перевозка, конкурентная», — сказал Шувалов. Он добавил, что вопросом «Трансаэро» могут заняться правоохранительные органы. «То, что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время. Я не берусь судить по этому поводу, но может кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть», — сказал Шувалов.

Улюкаев, отвечая на вопрос журналистов о сделке между S7 и «Трансаэро», назвал решение авиационных властей «исчерпывающим». Ранее, ночью с 20 на 21 октября, заместитель Улюкаева Евгений Елин в разговоре с агентством ТАСС назвал сделку «реальным шансом» для «Транс­аэро». «Государства авиакомпании S7, спасающей «Трансаэро», должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров. […] Вполне понятно, что основной бонус или интерес S7 — маршрутная сеть «Трансаэро». И поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет», — цитировало агентство замминистра.

Кредиторы против банкротства

Несмотря на жесткие заявления чиновников, акции «Трансаэро» стали безоговорочным лидером роста на Московской бирже: акции компании взлетели на 187%, до отметки 19,5 руб. за одну бумагу. Капитализация компании, которая находится под угрозой банкротства, по данным Московской биржи, выросла почти на 2 млрд руб. — почти до 3 млрд руб. В течение торговой сессии бирже трижды приходилось расширять верхнюю границу ценового коридора по бумаге. ЦБ не выявил признаков манипулирования акциями «Трансаэро», сообщила агентству Интерфакс-АФИ вечером пресс-служба регулятора.

В то же время целый ряд банков — кредиторов «Трансаэро» продолжает отстаивать позицию, что банкротство авиаперевозчика — худший выход из сложившейся ситуации, и его реально избежать.

Промсвязьбанк, как считает его предправления Артем Констандян, считает банкротство авиакомпании «неправильным вариантом». «И как представитель банка, и как пассажир я, в общем, считаю банкротство «Трансаэро» не самым лучшим способом решения проблем второй авиакомпании отрасли», — сказал Констандян журналистам. По его словам, мировая практика выработала довольно много способов реструктуризации авиакомпаний. «Будем принимать активное участие в управлении компанией», — также заявил Констандян. В то же время глава Промсвязьбанка отметил, что о консолидированной позиции кредиторов «Трансаэро» речи не идет. «О какой консолидированной позиции может идти речь, если Сбербанк и Альфа-банк уже подали заявление о банкротстве?» — уточнил он.

Предправления еще одного кредитора компании, МКБ, Владимир Чубарь, сказал агентству ТАСС, что «любое другое решение по «Транс­аэро», кроме банкротства, позитивно». Чубарь добавил, что банк готов вступить в переговоры с новым собственником компании, чтобы попытаться урегулировать вопрос с ее проблемами.

Директор Prosperity Capital Management Александр Васюк предполагает, что Филевы могли заранее согласовать с кредиторами значительное списание долга «Трансаэро» при условии, что она перейдет под управление какой-то новой объединенной структуры. Возможно, это больше устроит кредиторов, чем прямое списание долга в убытки, считает он.

Несмотря на то что несколько банков — кредиторов авиакомпании приветствовали продажу контрольного пакета Филеву, Сбербанк и Альфа-банк уже подали иски о банкротстве «Трансаэро» и этот вариант считается в правительстве основным.

Смена гендиректора

Покупка более 50% акций «Транс­аэро» Вячеславом Филевым предоставляет ему контроль над компанией, возможность избрать новый совет директоров и назначить нового гендиректора, отмечает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Но в случае банкротства контрольный пакет ее акций не предоставляет Филеву особых преимуществ — эта процедура не предполагает участие собственников. Теоретически Филев может попытаться забрать ликвидные активы компании, а именно самолеты, находящиеся в собственности «Трансаэро», замечает юрист. Согласно отчету компании за первое полугодие 2015 года, из 105 самолетов в собственности у нее было лишь 11 машин, из которых девять — в залоге по кредитам. Однако компания находится под пристальным контролем кредиторов, поэтому такие сделки попадут в их поле зрения и могут быть оспорены в дальнейшем, добавил эксперт.

Очередной совет директоров «Трансаэро» должен состояться в четверг, 22 октября. Шесть банков — кредиторов авиакомпании потребовали от председателя совета Ольги Плешаковой поменять гендиректора Дмитрия Сапрыкина из-за «очевидного конфликта интересов»: он был назначен «Аэро­флотом» и до сих пор входит в состав его правления. Во вторник Плешакова пообещала рассмотреть это предложение на ближайшем совете.

Новым гендиректором банки предложили назначить выходца из UC Rusal Александра Бурдина, который, по их словам, «имеет серьезный опыт реструктуризации и управления большими предприятиями в условиях кризиса». Бурдин в 2000–2011 годах работал в Rusal, входил в ее правление и был председателем комитета по инвестициям. Сейчас он работает исполнительным директором компании «Юнитайл», одного из крупнейших производителей керамики в России.

Наталия Филева вчера подтвердила РБК, что совет директоров «Трансаэро» примет решение о смене гендиректора, но главой компании будет назначен не Александр Бурдин, а заместитель летного директора «Трансаэро»​ Валерий Зайцев: согласно требованиям Минтранса, гендиректор авиакомпании обязан иметь высшее авиационное образование. Александр Бурдин станет его заместителем с полномочиями финансового директора, добавила Филева. Смещение Дмитрия Сапрыкина Филева объяснила конфликтом интересов, а также тем, что гендиректор компании, имея доступ к ее документации, подписал акт проверки Росавиации, на основе которого Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро»: новый акционер «Трансаэро» с этим решением не согласен.​

Источник